Загрузить Adobe Flash Player
ВСЁ О РЕКЛАМЕ
НА ТРАНСПОРТЕ

Войти
Регистрация

Основа воплощения


Для рекламистов «носитель» – это медиаплощадка, место размещения, а для производственников – материал, на котором или из которого создается рекламное изображение.

 
Сегодня почти все материалы являются продукцией полимерной промышленности. Даже когда речь идет о самоклеящейся бумаге, которая вроде бы изготовлена из древесины, клеевой слой все равно делается не из минералов. Химия полимеров постоянно развивается, и уже, казалось бы, отличные материалы становятся еще прочнее, привлекательнее, удобнее в монтаже. Этим в какой-то мере искупается неприятный экономический момент. Ни для кого не секрет, что сырье химической промышленности – нефть – постоянно дорожает и тянет за собой вверх расценки на все рекламные пленки, баннеры, чернила, краски. А отсюда берет начало странный перекос в использовании материалов. Используются либо специализированные дорогостоящие носители – в серьезных рекламно-производственных компаниях, и то на ответственных заказах, когда заказчик готов платить, но при этом требует твердых гарантий качества и устойчивости. Либо совсем дешевые носители, не предназначенные для бортовой рекламы. А вот средний ценовой сегмент (который, как и у любой продукции, упленок есть) остается не востребованным.
 
Вначале была бумага
 
Первая печатная основа, которая известна полиграфической промышленности, – это бумага. И сегодня есть задачи, при которых от нее не отказываются. Это печать стикеров и постеров. Они могут быть размещены внутри любого салона (авто, вагон метро или пригородного поезда). Здесь реклама рассматривается с близкой дистанции, актуально максимальное качество изображения. При большом тираже становится выгоднее использовать офсетную печать на бумаге, при малом и среднем подойдет и струйный принтер с высокой разрешающей способностью.
 
Традиционно использовалась самоклеящаяся бумага высокого качества в среднем плотностью порядка 150 г/кв. м (для сравнения такая же плотность у некоторых дизайнерских и визиточных бумаг). Это материалы сопоставимые с теми, что используются для презентационной графики, и стоимость этих расходников у серьезного бренда вроде НР может достигать 150 руб./кв. м (это еще до печати). Хотя на рынке есть и бюджетные предложения вдвое и даже втрое дешевле.
 
Сегодня бумага все еще применяется для изготовления постеров, а вот стикеры стали вотчиной мономерной ПВХ-пленки. Ее синонимом фактически стала марка Orajet. Для сложных поверхностей и уличного использования материал в силу своих физических свойств она не подходит, а вот непродолжительный срок на ровной стене служитсправно. Разные варианты пленки пригодны как для офсета, так и для струйной печати. Средняя стоимость таких материалов составляет в среднем 60 руб./кв. м, а китайские материалы итого дешевле.
 
Пленка навсегда
 
Когда встает задача оклеить борт, здесь по-хорошему нет альтернативы специализированной автомобильной ПВХ-пленке с ламинатом.
 
В отличие от упоминавшейся выше мономерной, эти пленки более сложного состава (полимерные), что обеспечивает лучшие свойства материала. Но даже они различаются по принципу изготовления. Каландрированные (толщина 70–80 мкм) получились путем раскатывания полимерной массы между валами. Эта пленка «помнит», что когда то была похожа на тесто и при растяжении стремится вернуться к исходному состоянию. Так что на сложных поверхностях она не подойдет, а вот на ровных, вроде борта грузового автомобиля, – вполне.
 
Литые ПВХ-пленки (толщина 50–55 мкм), как следует из названия, были отлиты, стали листами без раскатки. За счет этого они обладают размерной стабильностью и одновременно эластичностью и готовы принять любые очертания, независимо от сложностей рельефа кузова. 
 
Существуют виды пленок с микроперфорацией – при накатке воздух гарантировано выходит из-под материала, а значит, пузырьков не останется. Это удобно при оклеивании больших площадей.
 
Клеевые составы, нанесенные на обратную сторону пленок, различаются по свойствам: постоянный или удаляемый; для нормальных условий или для низких температур; для сильно впитывающих (пористых) или слабо впитывающих (плотных глянцевых) поверхностей; прозрачный или цветной (черный, красный, белый, серебристый, серый маскирующий). Каждое удобство стоит дополнительных денег и самые технологичные решения дороже простейших на 10–25%. Если посмотреть на расценки, каландрированная белая пленка для печати будет стоить 250-300 руб./кв. м в зависимости от производителя, литая уже 470–770 руб./кв. м (разброс гораздо серьезнее). Хотя известно случаи, когда заказчик не задумываясь брал по 140 руб. бросовый материал, ну никак не подходящий для транспорта. Логика действий была такая: стикер нужен реально на два дня, потом все равно. Но этот подход никак нельзя назвать грамотным.
 
Материалы для плоттерной резки предшествовали напечатанным изображениям, но теперь их значимость в рекламе на транспорте снизилась, и мы упоминаем о них коротко. Так, цветные пленки (толщина 50–85 мкм) обходятся дороже печатных примерно на 10% – приходится платить за пигмент и связующие компоненты. Зато получаем многообразие цветов – самые богатые палитры включают более 150 оттенков. Кстати, если нужна пленка фирменного цвета, отличного от стандартных, ее можно сделать на заказ. Даже минимальный объем не велик (5–6 рулонов), но цена, конечно, будет выше.
 
Специализированные литые пленки для оформления водного и авиатранспорта еще дороже. А вот для оформления стен тоннеля в метро в московской практике использовали материалы для напольной графики, которые примерно на треть дешевле автомобильных.
 
Самая дорогостоящая каландрированная пленка была и будет дешевле самой простой литой. Исходя из этого порой в нарушение рекомендаций по технологии даже на сложных поверхностях используется каландрированная пленка с надежным ламинатом, но это решение с определенной долей риска, и то на краткосрочную кампанию. Стоимость ламинирующих ПВХ-пленок колеблется в пределах 450–650 руб./кв. м.
 
Ассортимент специализированных автомобильных материалов у крупных производителей включает и специфические виды: wrapping (для обертывания, «перекраски»), carbon (имитация модного покрытия) и другие. Но это уже материалы для автостайлинга, стоимость которых составляет 900–1400 руб./кв. м. В настоящий момент они не используются в рекламе на транспорте. Но это не значит, что они не будут востребованы завтра. Вдруг появится такая задача…
 
Вид из окна
 
Есть каландрированная пленка, цены на которую могут сравниться с литой. Это перфорированный материал типа one-way-vision (толщина 140–160 мкм, светопропускание около 40%), который позволяет поместить на окне полноцветное изображение, оставляя возможность смотреть через окно изнутри. Стоимость – 500–600 руб./кв. м. Высокая стоимость искупается тем, что оконная графика занимает небольшую площадь и фактический расход материала незначителен.
 
Если на окне располагается не яркая картинка, а минимальная информация, можно обойтись печатью на прозрачной пленке. Это выйдет в разы дешевле, чем применение one-way-vision.
 
Вообще оконная графика – это та сфера, где еще не все испробовано. По отзыву специалиста из одной рекламно-производственной компании, вполне можно было бы использовать прозрачные и полупрозрачные пленки, предназначенные для декорирования витрин. Речь не идет о полной оклейке стекол, скорее о «морозных» и «запотевших» элементах. Подобные материалы стоят в пределах 300–350 руб./кв. м. 
 
Срок службы и срок кампании 
 
Более лукавого параметра, чем срок службы, нет. Поскольку он обычно не совпадает с продолжительностью кампании, для которой рекомендован. Даже применительно к такому материалу как бумага. При отсутствии внешних воздействий в нормальных условиях она будет служить в интерьере месяцами. Что уж говорить о полимерной продукции. Даже дешевые мономерные пленки рассчитаны на год, а уж полимерные и того более (до семи лет у некоторых литых). Такая продолжительность избыточна даже для брендирования корпоративного транспорта. Авто раньше выйдет из строя. Ниже стойкость у печатающих составов, но и она составляет от года до пяти.
 
Получается, что на этот пункт спецификации клиенту не стоит обращать внимания. Важнее оказываются технологические возможности материала. На их основе и на реальном опыте использования основывается нужный нам параметр: для краткосрочной кампании, для среднесрочной, для долгосрочной.
 
Ведь ни один производитель не укажет на срок годности при ежедневной автомойке. А в России именно в межсезонье особенно хорошо видно какие материалы были выбраны для графики. Из-за загрязнений машину хочешь - не хочешь, а необходимо отмывать, иначе изображение не будет видно. При этом нередко стирается и изображение. Вот и получается, что у нерадивого хозяина графика либо блеклая, либо грязная.
 
Когда вопрос о выборе о качестве материала задаешь рекламно-производственным компаниям, разговор переводится на возможности и пожелания заказчика. Поставщики материалов честнее и подтверждают, что процент использования дешевых пленок велик.
 
– Даже у ведущего производителя 3М специализированная пленка – это Controltaс 180, но используют и сороковую серию, и даже 25-ю, – делится Александр Прудников, руководитель отдела продаж гибких материалов компании «Лаборатория рекламных технологий». – Я не понимаю компании, которые вкладывают в это деньги, особенно крупные бренды, не понимаю операторов. Хотя при последних торгах многие задумались над качеством. Может, что-то изменится…»
 
Печатающие составы
 
К расходным материалам относятся так же чернила для струйной печати и краски для офсета и трафарета. Их вклад в привлекательность готового изделия весом, но даже недостатки могут быть скомпенсированы. Например, чернила с нестойкими к солнечному излучению пигментами спасет специальный ламинат. Случаи использования печати без ламината единичны (эти опыты проводились с жесткосольвентными и латексными чернилами для недельного размещения).
 
Струйные чернила в отличие от пленок нельзя строго разграничить по применению. Пожалуй, только про водные можно сказать, что они подойдут лишь для интерьерного использования. А вот остальные разновидности универсальны. Изображения напечатанные сольвентными, экосольвентными, латексными, УФ -чернилами можно использовать как в салоне, так и на борту. Выбирать между ними клиенту не придется – все определено тем, какое оборудование установлено в производственной компании. Требуемое же качество достигается за счет достаточного разрешения.
 
Максимальное качество и детализация возможны лишь в офсетной печати (востребовано в печати стикеров и постеров), максимальная кроющая способность и цветовая насыщенность - в трафарете (актуально при печати плашечных изображений на тентах для грузовых машин). При печати на бумаге используются стандартные краски, закрепляющиеся за счет испарения растворителя. Для пленки и пластиков для стерео/варио-изображений используют уже фолиевые или УФ -краски.
 
Приводить расценки за литр или килограмм печатающих составов не будем. Фактический расход зависит от разрешающей способности оборудования, выбранного режима, даже самого изображения.
 
Основные страны-производители различных чернил: Америка, Европа, Израиль, Россия. Однако они лишь придумывают формулу и смешивают компоненты. Пигменты, красители и органические составляющие закупаются у двух-трех гигантов. А поскольку все это опять связано с нефтью, то и чернила, и краски, к сожалению дорожают.
 
Нетипичные материалы
 
На дорогах нашей страны можно встретить и необычные рекламные решения. Это единичные транспортные средства, в оформлении которых применены дерево, пенопласт, акриловое стекло, другие пластики. Реализовать подобный эксклюзив в массовой кампании на общественном или коммерческом транспорте невозможно. Максимум – лентикулярные пластики для создания визуальных эффектов: варио (смена изображения) и стерео (объемная картинка). Последнее кстати не раз можно было видеть в вагонах поездов метрополитена. Более того, некоторые поставщики материалов думают о наращивании объема поставок лентикулярного растра.
 
При оформлении грузовых машин зачастую применяется листовое железо – правда во вспомогательных целях (заменить сгнившую фанеру, сделать гофрированный борт ровным).
 
Кстати при комплексном оформлении салона в число материалов для транзитной рекламы попадает и текстиль, из которого могут быть изготовлены занавески, чехлы на подголовники или флажки. Но доля тканей в общем обороте мала.
 
Говорить о ценах на оригинальные материалы и с чем-то их сравнивать не имеет смысла. Единичное решение и есть единичное решение. Это скорее напоминание о том, что, несмотря на гегемонию устоявшихся технологий, всегда остается поле для фантазии. Кстати, дерево не привязано к ценам на нефть, если только в виде затрат на бензин при транспортировке.
 
Обобщенные в статье цены взяты из открытых источников.
 
Николай Козырев (Сборник «Транзитная реклама» 2011 совместное издание Outdoor media и рекламного агентства Нью-Тон)
 

Другие инструменты